¬аше им€*

 онтактный телефон*

E-mail*

¬опрос*

ќтправить


ѕќƒѕ»—ј“№—я Ќј ё–»ƒ»„≈— »≈
Ќќ¬ќ—“»
ё–»ƒ»„≈— јя
ѕќћќў№
ё–»ƒ»„≈— »ћ Ћ»÷јћ
ё–»ƒ»„≈— јя
ѕќћќў№
‘»«»„≈— »ћ Ћ»÷јћ
¬аш адвокат
Ѕуркова ќльга јлександровна



ќ“«џ¬џ





—“ј“№»
» ѕ”ЅЋ» ј÷»»Ш

 

 ак сделать так, чтобы налог на имущество был без учЄта кадастровой стоимости?
„итайте –ешение ћосгорсуда по делу, выигранному адвокатом Ѕурковой ќ.ј.:


ј здесь - читайте важное ѕостановление  онституционного —уда, которое помогло мне выиграть дело!

                                            –≈Ў≈Ќ»≈

                           »менем –оссийской ‘едерации

21 августа 2023 года                                                                                         адрес


ћосковский городской суд в составе председательствующего судьи Ћоскутовой ј.≈., при помощнике ƒобровольской ј.ј., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому за€влению »ндивидуального предпринимател€ фио 

о признании недействующим отдельных положений постановлени€ ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї, -

                                                        ”—“јЌќ¬»Ћ:

¬ соответствии со статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации 28 но€бр€ 2014 года ѕравительством ћосквы прин€то постановление є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї, которое опубликовано 28 но€бр€ 2014 года на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru и 2 декабр€ 2014 года в Ђ¬естнике ћэра и ѕравительства ћосквыї є 67.


ѕунктом 1.1 постановлени€ ѕравительства ћосквы є 700-ѕѕ от 28 но€бр€ 2014 года (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 26 но€бр€ 2019 года є 1574-ѕѕ, вступившего в силу с 1 €нвар€ 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость на налоговый период 2020 года (далее Ц ѕеречень на 2020 год). Ќормативный правовой акт опубликован 10 декабр€ 2019 года в издании Ђ¬естник ћэра и ѕравительства ћосквыї, є 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 но€бр€ 2019 года на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru.


ѕунктом 1.1 постановлени€ ѕравительства ћосквы є 700-ѕѕ от 28 но€бр€ 2014 года (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 24 но€бр€ 2020 года є 2044-ѕѕ, вступившего в силу с 1 €нвар€ 2021 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость на налоговый период 2021 года (далее Ц ѕеречень на 2021 год). Ќормативный правовой акт опубликован 8 декабр€ 2020 года в издании Ђ¬естник ћэра и ѕравительства ћосквыї, є 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 но€бр€ 2020 года на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru.


ѕунктом 1.1 постановлени€ ѕравительства ћосквы є 700-ѕѕ от 28 но€бр€ 2014 года (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 23 но€бр€ 2021 года є 1833-ѕѕ, вступившего в силу с 1 €нвар€ 2022 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость на налоговый период 2022 года (далее Ц ѕеречень на 2022 год). Ќормативный правовой акт опубликован 7 декабр€ 2021 года в издании Ђ¬естник ћэра и ѕравительства ћосквыї, є 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 но€бр€ 2021 года на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru.


ѕунктом 1.1 постановлени€ ѕравительства ћосквы є 700-ѕѕ от 28 но€бр€ 2014 года (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 22 но€бр€ 2022 года є 2564-ѕѕ, вступившего в силу с 1 €нвар€ 2023 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость на налоговый период 2023 года (далее Ц ѕеречень на 2023 год). Ќормативный правовой акт опубликован 6 декабр€ 2022 года в издании Ђ¬естник ћосквыї, є 67, т. 1, а также размещен 23 но€бр€ 2022 года на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru.


ѕунктом 297 приложени€ 1 к постановлению ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 26 но€бр€ 2019 года є 1574-ѕѕ), пунктом 11315 приложени€ 1 к постановлению ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 24 но€бр€ 2020 года є 2044-ѕѕ), пунктом 3184 приложени€ 1 к постановлению ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 23 но€бр€ 2021 года є 1833-ѕѕ), пунктом 3104 приложени€ 1 к постановлению ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 22 но€бр€ 2022 года є 2564-ѕѕ), в ѕеречни на 2020-2023 годы включено здание с кадастровым номером 77:01:0002026:1040, расположенное по адресу: адрес, д.12, стр.4.


»ѕ фио обратилс€ в ћосковский городской суд с требовани€ми о признании недействующим постановлени€ ѕравительства ћосквы є 700-ѕѕ от 28 но€бр€ 2014 года в части включени€ в ѕеречень на 2020 год пункта 297, в ѕеречень на 2021 год пункта 11315, в ѕеречень на 2022 год пункта 3184, в ѕеречень на 2023 год пункта 3104.


¬ обоснование за€вленных требований »ѕ фио ссылаетс€ на то, что здание, включенное в названные ѕеречни, не обладает признаками объекта налогообложени€, определенными статьЄй 1.1 «акона адрес от 5 но€бр€ 2003 года є64 и статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации. 

¬ключение здани€ в перечни противоречит приведенным законоположени€м и нарушает права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика, так как незаконно возлагает на него об€занности по уплате налога на имущество в большем размере.

ѕредставитель административного истца фио в судебном заседании за€вленные требовани€ поддержал в полном объеме, правомочи€ ѕравительства ћосквы на прин€тие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.


ѕредставитель ѕравительства ћосквы фио в судебном заседании возражал против удовлетворени€ иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указав, что постановление прин€то в пределах компетенции субъекта –оссийской ‘едерации, оспариваемые нормативные положени€ не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.


¬ыслушав объ€снени€ представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые за€вителем положени€ нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего за€вленные требовани€, подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.


¬ соответствии с частью 1 статьи 208  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации, с административным исковым за€влением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратитьс€ лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые €вл€ютс€ субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаютс€ их права, свободы и законные интересы.


—тать€ 213  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд вы€сн€ет: 

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое за€вление; 

2) соблюдены ли требовани€ нормативных правовых актов, устанавливающих: 

а) полномочи€ органа, организации, должностного лица на прин€тие нормативных правовых актов; 

б) форму и вид, в которых орган, организаци€, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; 

в) процедуру прин€ти€ оспариваемого нормативного правового акта; 

г) правила введени€ нормативных правовых актов в действие, в том числе пор€док опубликовани€, государственной регистрации (если государственна€ регистраци€ данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством –оссийской ‘едерации) и вступлени€ их в силу; 

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.


ќб€занность доказывани€ обсто€тельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 насто€щей статьи, возлагаетс€ на орган, организацию, должностное лицо, прин€вшие оспариваемый нормативный правовой акт.


ѕо предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации в силу части 2 статьи 76  онституции –оссийской ‘едерации издаютс€ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации.


—огласно пункту "и" части 1 статьи 72  онституции –оссийской ‘едерации установление общих принципов налогообложени€ и сборов в –оссийской ‘едерации находитс€ в совместном ведении –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации.


ѕо предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации издаютс€ федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации. 

«аконы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.


¬ случае противоречи€ между федеральным законом и иным актом, изданным в –оссийской ‘едерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76  онституции –оссийской ‘едерации).


ќспариваемые постановлени€ прин€ты ѕравительством ћосквы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 ‘едерального закона N 184-‘« от 06.10.1999 "ќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –‘", стать€ми 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, пунктом 1 статьи 4 ‘едерального закона от 02 но€бр€ 2013 года N 307-‘« "ќ внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации", пунктом 1 статьи 44 «акона адрес от 28 июн€ 1995 года "”став адрес", пунктом 9 статьи 11 «акона адрес от 20 декабр€ 2006 года N 65 "ќ ѕравительстве ћосквы", которые сторонами не оспаривалось.


¬ соответствии с требовани€ми «акона адрес от 08 июл€ 2009 года N 25 "ќ правовых актах адрес" постановлени€ подписаны ћэром ћосквы, опубликованы в официальных источниках.


—огласно п. 1 и п. 4 ст. 1 Ќалогового кодекса –‘ законодательство –оссийской ‘едерации о налогах и сборах состоит из данного  одекса и прин€тых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов –оссийской ‘едерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов –оссийской ‘едерации, прин€тых в соответствии с Ќалоговым кодексом –‘.


¬ подпункте 2 статьи 15, статье 17 Ќ  –‘ установлено, что налог на имущество физических лиц €вл€етс€ местным налогом, одним из элементов которого €вл€етс€ налогова€ база.


Ќалог на имущество физических лиц устанавливаетс€ Ќалоговым кодексом –оссийской ‘едерации (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значени€ ћосквы, —анкт-ѕетербурга и —евастопол€) (пункт 1 статьи 399).


—татьей 400 Ќ  –‘ налогоплательщиками налога признаютс€ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложени€ в соответствии со статьей 401 насто€щего  одекса.


¬ силу п. 1 ст. 401 Ќ  –‘ объектом налогообложени€ признаетс€ расположенное в пределах муниципального образовани€ (города федерального значени€ ћосквы, —анкт-ѕетербурга или —евастопол€), в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
Ќалогова€ база в отношении объектов налогообложени€ определ€етс€ исход€ из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Ќ  –‘.


¬ случае если органом власти субъекта –оссийской ‘едерации не будет прин€то решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исход€ из кадастровой стоимости объектов налогообложени€, в соответствии с п. 2 ст. 402 Ќ  –‘ налогова€ база в отношении объектов налогообложени€ определ€етс€ исход€ из их инвентаризационной стоимости.


ѕри этом в п. 3 ст. 402 Ќ  –‘ указано на то, что налогова€ база в отношении объектов налогообложени€, включенных в перечень, определ€емый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 насто€щего  одекса, а также объектов налогообложени€, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 насто€щего  одекса, определ€етс€ исход€ из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложени€.


¬ преамбуле «акона адрес от 19.11.2014 N 51 "ќ налоге на имущество физических лиц" указано на то, что насто€щим «аконом в соответствии с главой 32 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации на территории адрес устанавливаютс€ ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определ€емой исход€ из кадастровой стоимости объекта налогообложени€.


¬ соответствии с п. 4 ст. 1 названного «акона к таковым относ€тс€ объекты налогообложени€, включенные в перечень, определ€емый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Ќ  –‘.


—огласно подп. 1 п. 7 ст. 378.2 Ќ  –‘ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определ€ет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как кадастрова€ стоимость.


—татьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации предусмотрены особенности определени€ налоговой базы, исчислени€ и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что дл€ отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 насто€щей статьи, налогова€ база определ€етс€ как кадастрова€ стоимость имущества, утвержденна€ в установленном пор€дке.


“ак, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации налогова€ база определ€етс€ с учетом особенностей, установленных насто€щей статьей, как кадастрова€ стоимость имущества, утвержденна€ в установленном пор€дке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложени€:


1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещени€ в них;


2) нежилые помещени€, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питани€ и бытового обслуживани€ либо которые фактически используютс€ дл€ размещени€ офисов, торговых объектов, объектов общественного питани€ и бытового обслуживани€.


¬ пункте 3 статьи 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации раскрываетс€ содержание используемых в насто€щей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признаетс€ отдельно сто€щее нежилое здание (строение, сооружение), помещени€ в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хот€ бы одному из следующих условий:


1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использовани€ которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначени€;


2) здание (строение, сооружение) предназначено дл€ использовани€ или фактически используетс€ в цел€х делового, административного или коммерческого назначени€.


ѕри этом фактическим использованием здани€ в цел€х делового, административного или коммерческого назначени€, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 Ќ  –‘ признаетс€ использование не менее 20 процентов его общей площади дл€ размещени€ офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включа€ централизованные приемные помещени€, комнаты дл€ проведени€ встреч, офисное оборудование, парковки).


¬ силу пункта 9 статьи 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации вид фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и помещений в них определ€етс€ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации в соответствии с пор€дком определени€ вида фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 насто€щей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществл€ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с ћинистерством финансов –оссийской ‘едерации.


¬ судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что административный истец €вл€етс€ собственником нежилого здани€ с кадастровым номером 77:01:0002026:1040, общей площадью 370,4 кв.м, расположенного по адресу: адрес. (т.1 л.д. 36-41)


»з материалов дела, отзыва ѕравительства ћосквы следует, что здание включено в оспариваемые ѕеречни по критерию вида разрешенного использовани€ земельного участка, на котором оно расположено.


¬ соответствии со сведени€ми, предоставленными ‘илиалом ѕѕ  Ђ–оскадастрї по ћоскве по состо€нию на 01.01.2020г., 01.01.2021г., 01.01.2022г., 01.01.2023г. установлена св€зь объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002026:1040 с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0002026:74 с видом разрешенного использовани€ - Ђобъекты размещени€ коммерческих организаций, не св€занных с проживанием населени€ї (1.2.7). 

—ведени€ о данном виде разрешенного использовани€ внесены в информационные системы ≈√–Ќ 29.10.2012 в соответствии с распор€жением ƒепартамента земельных ресурсов адрес от 07.09.2012 є 5329. 

Ќа основании распор€жени€ ƒепартамента городского имущества адрес от 02.08.2021 є32544 в информационные системы ≈√–Ќ 23.08.2021 внесены сведени€ о виде разрешенного использовани€ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002026:74 Ц Ђќбщественное питание. –азмещение объектов капитального строительства в цел€х устройства мест общественного питани€ (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6); √остиничное обслуживание. –азмещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечени€ предпринимательской выгоды из предоставлени€ жилого помещени€ дл€ временного проживани€ в них (4.7)ї. 

ѕо состо€нию на 10.08.2023 сведени€ о данном виде разрешенного использовани€ €вл€ютс€ актуальными.(т.1 л.д.146)


»ѕ фио €вл€етс€ арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002026:74 на основании договора аренды є ћ-01-057775 от 16 декабр€ 2021г. (т.1 л.д.136-144)


¬ соответствии с п.1.1 договора аренды, земельный участок предоставлен дл€ целей эксплуатации здани€ под общественное питание и гостиничное обслуживание в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.


¬ид разрешенного использовани€ земельного участка €вл€етс€ одной из его характеристик как объекта недвижимости. —одержание этого пон€ти€ раскрываетс€ в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.


—огласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 «емельного кодекса –оссийской ‘едерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства €вл€етс€ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определ€етс€ исход€ из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использовани€ в соответствии с зонированием территорий и требовани€ми законодательства.


¬ силу пункта 2 статьи 7 «емельного кодекса –оссийской ‘едерации земли используютс€ в соответствии с установленным дл€ них целевым назначением. ѕравовой режим земель определ€етс€ исход€ из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использовани€ в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и пор€док проведени€ которого устанавливаютс€ федеральными законами и требовани€ми специальных федеральных законов. Ћюбой вид разрешенного использовани€ из предусмотренных зонированием территорий видов выбираетс€ правообладателем самосто€тельно, без дополнительных разрешений и процедур согласовани€.

¬иды разрешенного использовани€ земельных участков определ€ютс€ в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществл€ющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. “аким органом в силу постановлени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации от 5 июн€ 2008 года N 437 "ќ ћинистерстве экономического развити€ –оссийской ‘едерации" €вл€етс€ ћинистерство экономического развити€ –оссийской ‘едерации.


ѕор€док установлени€ вида разрешенного использовани€ земельных участков в период до прин€ти€ правил землепользовани€ и застройки был установлен постановлением ѕравительства ћосквы от 28 апрел€ 2009 года N 363-ѕѕ "ќ мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указываетс€ в соответствии с классификацией, утвержденной приказом ћинистерства экономического развити€ и торговли –оссийской ‘едерации от 15 феврал€ 2007 года N 39 "ќб утверждении ћетодических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".


ѕостановлением ѕравительства ћосквы от 15 июн€ 2016 года N 343-ѕѕ внесены изменени€ в постановление ѕравительства ћосквы N 363-ѕѕ, пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой дл€ определени€ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указываетс€ в соответствии с классификатором видов разрешенного использовани€ земельных участков, утвержденным приказом ћинистерства экономического развити€ –оссийской ‘едерации от 1 сент€бр€ 2014 года N 540 "ќб утверждении классификатора видов разрешенного использовани€ земельных участков".
¬ силу положений части 11 статьи 34 ‘едерального закона от 23 июн€ 2014 года N 171-‘« "ќ внесении изменений в «емельный кодекс –оссийской ‘едерации и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дн€ утверждени€ в соответствии с «емельным кодексом –оссийской ‘едерации классификатора видов разрешенного использовани€ земельных участков, признаетс€ действительным вне зависимости от его соответстви€ указанному классификатору.


ѕриказом ћинистерства экономического развити€ и торговли –оссийской ‘едерации от 15 феврал€ 2007 года N 39 "ќб утверждении ћетодических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", определено 17 видов разрешенного использовани€, в том числе: земельные участки, предназначенные дл€ размещени€ объектов торговли, общественного питани€ и бытового обслуживани€ (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные дл€ размещени€ офисных зданий делового и коммерческого назначени€ (п. 1.2.7).


¬ силу закрепленных в статье 3 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком пор€дке он должен платить, а все неустранимые сомнени€, противоречи€ и не€сности актов законодательства о налогах и сборах толкуютс€ в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 Ќ  –‘).


«аконодатель в подпунктах 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, привод€ услови€, при наличии которых здание признаетс€ административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использовани€ земельного участка должен предусматривать возможность размещени€ на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначени€ и (или) торговых объектов, объектов общественного питани€, бытового обслуживани€.


“аким образом, вид разрешенного использовани€ земельного участка, исход€ из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложени€ к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному дл€ этих целей Ќалоговым кодексом –оссийской ‘едерации. 

“акой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком пор€дке он должен платить. »ное означало бы по сути изменение, определенного Ќалоговым кодексом –оссийской ‘едерации, содержани€ пон€тий и терминов, а также об€занностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исход€ из принципов, закрепленных в стать€х 3, 6 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.


¬ рассматриваемом случае вид разрешенного использовани€ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002026:74 не в полной мере соответствует как виду разрешенного использовани€, поименованному в статье 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, ћетодических указаний, и безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использовани€ земельного участка предусматривает размещение объектов, предусмотренных статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.


— учетом предписани€ федерального законодател€ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и не€сностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации), спорное здание не могло быть включено в ѕеречни на 2020-2023 г. только по виду разрешенного использовани€ земельных участков без исследовани€ вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.


ћежду тем, предусмотренных налоговым законодательством данных о том, что включенный в оспариваемые ѕеречни объект соответствуют иным критери€м, предусмотренным статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, в материалах дела нет.


Ќа основании статьи 4 ‘едерального закона от 2 но€бр€ 2013 года N 307-‘« "ќ внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации" постановлением ѕравительства ћосквы от 14 ма€ 2014 года N 257-ѕѕ утвержден ѕор€док определени€ вида фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений дл€ целей налогообложени€ (далее - ѕор€док).


ѕунктом 1.2 названного ѕор€дка предусмотрено, что меропри€ти€ по определению вида фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений дл€ целей налогообложени€ осуществл€ютс€ √осударственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - √осинспекци€).


ѕостановлением ѕравительства ћосквы от 26 ма€ 2020 года N 626-ѕѕ изменена редакци€ пункта 1.2 ѕор€дка и указано, что такие меропри€ти€ провод€тс€ с привлечением подведомственного √осударственного бюджетного учреждени€ адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - √Ѕ” "ћ ћ÷Ќ").


—огласно приведенному ѕор€дку по результатам проведени€ меропри€тий по определению вида фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составл€етс€ акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. ‘актическим использованием здани€ (строени€, сооружени€) в цел€х делового, административного или коммерческого назначени€, размещени€ торговых объектов, объектов общественного питани€ и (или) объектов бытового обслуживани€ признаетс€ использование не менее 20 процентов общей площади этого здани€ (строени€, сооружени€) дл€ размещени€ офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включа€ централизованные приемные помещени€, комнаты дл€ проведени€ встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питани€ и (или) объектов бытового обслуживани€ (пункт 3.5); 

в случае, если при проведении меропри€тий по определению вида фактического использовани€ зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений дл€ целей налогообложени€ возникли обсто€тельства, преп€тствующие доступу работников √осинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеетс€ информаци€, свидетельствующа€ об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений дл€ размещени€ офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питани€, и (или) объектов бытового обслуживани€, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений дл€ целей налогообложени€ оформл€етс€ с указанием вы€вленных признаков размещени€ офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питани€, и (или) объектов бытового обслуживани€ с приложением фотоматериалов и указанием на обсто€тельства, преп€тствовавшие доступу работников √осинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).


 аких-либо относимых и допустимых доказательств, которые подтверждали бы фактическое использование более 20% площади спорного здани€ дл€ целей, предусмотренных статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, ѕравительством ћосквы не представлено.


—огласно актам обследовани€ о фактическом использовании нежилого здани€ от 27 июн€ 2018г. є 9014262/ќ‘», от 17 марта 2023г. є 91232454/ќ‘» спорное здание фактически не используетс€ дл€ целей, предусмотренных статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации.  ак следует из разделов 6 указанных актов площади здани€ используютс€ под гостиницу. (т.1 л.д. 54-77, 78-95)


”казанные обсто€тельства подтверждаютс€ следующими доказательствами: договором аренды от 07 феврал€ 2018г., заключенными с »ѕ фио, согласно которому здание передано арендатору в цел€х организации коммерческого вида де€тельности Ђ√остиницаї (т.1 л.д.155-166), соглашением о замене стороны от 25 €нвар€ 2021г., заключенным с »ѕ фио (т.1 л.д.168-169)


—огласно выпискам из ≈√–»ѕ основным видом де€тельности фио €вл€етс€ Ђƒе€тельность гостиниц и прочих мест дл€ временного проживани€ї (т.1 л.д.174-179), дополнительным видом де€тельности фио €вл€етс€ Ђƒе€тельность гостиниц и прочих мест дл€ временного проживани€ї (т.1 л.д.180-186).


ƒовод представител€ административного ответчика о том, что административный истец в уполномоченные органы исполнительной власти адрес за изменением вида разрешенного использовани€ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002026:74, установленного постановлением ѕравительства ћосквы 04 августа 2020 г. є 1198-ѕѕ Ђќ внесении изменени€ в постановление ѕравительства ћосквы от 28 марта 2017 г. є 120-ѕѕї и распор€жением ƒепартамента городского имущества адрес от 02.08.2021 є 32544, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002026:1040, не обращалс€ - не €вл€етс€ основанием дл€ отказа в удовлетворении за€вленных требований, поскольку в соответствии со статЄй 213  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации об€занность по доказыванию соответстви€ объекта недвижимости, включенного в оспариваемые ѕеречни, возложена на административного ответчика.


ѕринима€ во внимание установленные обсто€тельства по делу, а также, что именно на ѕравительство ћосквы возложена об€занность по доказыванию соответстви€ объекта недвижимости, включенного в оспариваемые ѕеречни, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питани€ или бытового обслуживани€, установленным действующим законодательством, однако таких доказательств не представлено, суд, учитыва€ нормы налогового законодательства и правовые позиции  онституционного —уда –‘, изложенные в постановлении N 19-ѕ; определени€х от 12 июл€ 2006 года N 266-ќ, от 2 но€бр€ 2006 года N 444-ќ, от 15 €нвар€ 2008 года N 294-ќ-ѕ, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и пон€тными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком пор€дке он должен платить, причем все не устранимые сомнени€, противоречи€ и не€сности этих актов толкуютс€ в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации), приходит к выводу о законности за€вленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанное нежилое здание, включено в ѕеречни объектов недвижимости, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ исход€ из кадастровой стоимости, не соответствуют критери€м, определенным статьей 378.2 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, статье 1.1 «акона адрес "ќ налоге на имущество организаций".


ѕри таких обсто€тельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют доказательства, подтверждающие использование спорного объекта недвижимости под цели, предусмотренные статьей 378.2 Ќ  –‘ и удовлетвор€ет административное исковое за€вление »ѕ фио о признании недействующим в части постановлени€ ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ.


¬ силу части второй статьи 215  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации по результатам рассмотрени€ административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимаетс€ одно из следующих решений: об удовлетворении за€вленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаетс€ не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дн€ его прин€ти€ или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении за€вленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаетс€ соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.


ѕоскольку пункт 297 включен в ѕеречень на 2020 год постановлением ѕравительства ћосквы от 26 но€бр€ 2019 года є 1574-ѕѕ, вступившим в законную силу с 1 €нвар€ 2020 года; пункт 11315 включен в ѕеречень на 2021 год постановлением ѕравительства ћосквы от 24 но€бр€ 2020 года є 2044-ѕѕ, вступившим в законную силу с 1 €нвар€ 2021 года; пункт 3184 включен в ѕеречень на 2022 год постановлением ѕравительства ћосквы от 23 но€бр€ 2021 года є 1833-ѕѕ, вступившим в законную силу с 1 €нвар€ 2022 года, пункт 3104 включен в ѕеречень на 2023 год постановлением правительства ћосквы от 22 но€бр€ 2022г. є 2564-ѕѕ, вступившим в законную силу с 1 €нвар€ 2023 года, указанные пункты подлежат признанию недействующими с 1 €нвар€ 2020 года, с 1 €нвар€ 2021 года, с 1 €нвар€ 2022 года, с 1 €нвар€ 2023г. соответственно.


¬ соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации сообщение о прин€тии насто€щего решени€ суда подлежит опубликованию в течение одного мес€ца со дн€ вступлени€ решени€ суда в законную силу в официальном печатном издании ѕравительства ћосквы - "¬естник ћэра и ѕравительства ћосквы" или размещению на официальном сайте ѕравительства ћосквы http://www.mos.ru.


–уководству€сь стать€ми 177-180  одекса административного судопроизводства –оссийской ‘едерации, суд, -

                                                              –≈Ў»Ћ:

ѕризнать недействующим с 1 €нвар€ 2020 года постановление ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 26 но€бр€ 2019 года є 1574-ѕѕ) в части включени€ в ѕеречень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 297.


ѕризнать недействующим с 1 €нвар€ 2021 года постановление ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 24 но€бр€ 2020 года є 2044-ѕѕ) в части включени€ в ѕеречень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 11315.


ѕризнать недействующим с 1 €нвар€ 2022 года постановление ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 23 но€бр€ 2021 года є 1833-ѕѕ) в части включени€ в ѕеречень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 3184.


ѕризнать недействующим с 1 €нвар€ 2023 года постановление ѕравительства ћосквы от 28 но€бр€ 2014 года є 700-ѕѕ Ђќб определении перечн€ объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимостьї (в редакции постановлени€ ѕравительства ћосквы от 22 но€бр€ 2022 года є 2564-ѕѕ) в части включени€ в ѕеречень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налогова€ база определ€етс€ как их кадастрова€ стоимость (приложение 1 к постановлению) пункт 3104.


—ообщение о прин€тии насто€щего решени€ подлежит размещению в течение одного мес€ца со дн€ его вступлени€ в законную силу на официальном сайте ѕравительства ћосквы www.mos.ru.


–ешение может быть обжаловано в ѕервый апелл€ционный суд общей юрисдикции через ћосковский городской суд в течение мес€ца со дн€ прин€ти€ судом решени€ в окончательной форме.



—удь€
ћосковского городского суда


19.11.2023 г.





+7 (903) 597-42-66


јдвокат Ѕуркова ќльга јлександровна

регистрационный є 50/10060 в реестре адвокатов ћосковской области

удостоверение є 11795, выдано ”правлением ћинистерства юстиции –‘ по ћосковской области 26.05.2021 г.

член ћ√ ј "Ѕастион"


2015-2024